Биометрия на транспорте: для оплаты проезда «предъявите» лицо

Возврат к списку

Биометрия на транспорте: для оплаты проезда «предъявите» лицо

30.09.2018     

В Минстрое в рамках стандарта «смарт-сити» планируют использовать биометрическую систему распознавания лиц для взимания оплаты за проезд в общественном транспорте.

Биометрические технологии в стандарте смарт-сити

Минимальный стандарт «смарт-сити» для российских городов, который предполагается разработать к концу текущего года, станет ключевым аспектом концепции «умный город». Исходя из слов замглавы Минстроя Андрея Чибиса, концепция «смарт-сити» включит перечень ИТ-решений, которые будут обязательными для внедрения.   

В качестве примера Чибис рассказал о новых технологиях на транспорте: «Алгоритм распознавания лиц работает так: пассажир заходит в метро или автобус, программа его распознает и списывает за проезд деньги с банковского счета».

Хорошие перспективы глобального начинания не вызывают сомнений у Чибиса, и его мнение подкреплено несколькими фактами:

  • Крупные города страны оснащены достаточным количеством камер для запуска пилотных проектов. Например, в сентябре 2017 года московские власти заявили о внедрении систем наблюдения с технологией распознавания лиц. Сеть охватывает 95% жилых домов, а всего насчитывается свыше 160 тыс. камер. Этой системой уже успешно пользуются в правоохранительных органах.  

  • Сбор биометрических данных идет в России с 1 июля. А с 1 января 2019 года аппараты для сбора биометрических данных должны появиться во всех банковских отделениях страны.

  • В России технология распознавания лиц использовалась на практике во время Чемпионата мира по футболу. Система зафиксировала фаната, которому суд запретил посещать футбольные матчи.

Поддерживают Минстрой и в Ростелекоме, который может стать одним из партнеров по внедрению инновационной технологии. В пресс-службе компании отметили очевидную эффективность биометрической идентификации пассажиров в транспорте для оплаты проезда. Недавнее прошлое говорит о безболезненном переходе с жетонов на карточки, здесь же и карточку доставать не надо будет.

 

 

Заграница нам поможет

Однако успех начинания во многом зависит от эффективности сотрудничества с китайскими компаниями. Представители Минстроя сначала изучат опыт внедрения новых технологий в КНР и в случае положительного заключения привлекут китайских разработчиков и инвесторов к внедрению технологии в России. 

В Китае уже разработана и тестируется биометрическая технология оплаты за проезд в ж/д транспорте. Компания-разработчик Baidu сотрудничает с властями города Учжэнь – одного из главных туристических направлений в Китае. С помощью новой технологии планируется просканировать лица сотен тысяч туристов, что позволит в случае необходимости обнаружить злоумышленника с вероятностью 99%. В некоторых китайских городах биометрические системы внедрены в жилые комплексы: для входа в свой подъезд достаточно «предъявить» лицо.

Самыми активными в плане внедрения биометрических технологий остаются мобильные приложения. Например, для перевода денег в одной из самых популярных китайских платежных систем Alipay (более 120 млн пользователей) данные подтверждаются только сканированием лица покупателя.

Правительство России не первый год пытается вовлечь граждан в «цифровую экономику» страны, но пока принимаемые меры не приносят желаемого результата. Однако тенденцию может изменить внедрение биометрии для оплаты на транспорте и в других сферах, предполагающих массовые платежи – это удобно, а если будет еще и безопасно, то количество лиц в базе будет увеличиваться стремительными темпами.  



Источник: https://infostart.ru/journal/news/tekhnologii/biometriya-na-transporte-dlya-oplaty-proezda-predyavite-litso_913107/
Автор:
Яков Колосов Обозреватель


Как вам удобно оплачивать проезд в общественном транспорте?


Покупаю билет, жетон (0%, 0 голосов)
0%
Пользуюсь проездным (52.94%, 9 голосов)
52.94%
Мне удобнее пользоваться наличными (11.76%, 2 голосов)
11.76%
Не езжу на общественном транспорте (35.29%, 6 голосов)
35.29%

Комментарии
Избранное Подписка Сортировка: Древо
1. dock 34 30.09.18 20:12 Сейчас в теме
"Если вам кажется, что за вами никто не следит, это не значит что за вами никто не следит."
более "грубо":
"Если у вас нет паранойи, это еще не значит, что за вами не следят"
Solovyeff; acanta; +2 Ответить
8. uri1978 121 01.10.18 09:23 Сейчас в теме
(1)
Если у вас паранойя — это не значит, что за вами не следят
2. VGHOST 95 30.09.18 22:45 Сейчас в теме
Вижу светлое будущее почти наступило...
Пора валить на хутор, пока не оцифровали совсем!
АлександрЯрославичъ; SKravchenko; +2 Ответить
3. Timur.V 24 30.09.18 23:02 Сейчас в теме
Интересно, 3d-проекции (голограммы) человека (в воздухе) система отличает от настоящего человека?
У системы 100% нет ошибок в работе? Иначе, как доказывать, что система ошиблась - верните средства?
4. nbondarenko 01.10.18 01:09 Сейчас в теме
Т.е. в таком виде в трамвай не пустят?
Прикрепленные файлы:
АлександрЯрославичъ; user963778; kuzev; +3 Ответить
5. webester 27 01.10.18 03:19 Сейчас в теме
(4)В таком виде придется как в каменном веке платить налом
6. Bene_Valete 33 01.10.18 03:38 Сейчас в теме
Интересно, как решить вопрос с близнецами - будет ездить один, а деньги списываться с карты другого
7. saa@kuzov.org 01.10.18 07:30 Сейчас в теме
(6) а китайцам в Москве тогда вообще труба
9. vipetrov2 01.10.18 10:05 Сейчас в теме
Внедрение подобных систем ведет к увеличению затрат. В автобусах останутся контролеры, которые будут следить за пассажирами, что бы они лицо шарфом не замотали. В метро все равно будут люди смотреть, что бы через турникеты не прыгали или не застряли.
Эти распознавания лиц нужны, как подготовка к внедрению социального рейтинга. В Китае уже сделали, вот затем туда наши специалисты и ездят, что бы технологии перенимать. А введут социальный рейтинг, тогда "не нужных" людей перестанут пускать в транспорт и на закрытые территории.
Еще получить информацию о местах посещения людей хотят компании по продажам товаров и услуг.
uri1978; nbondarenko; +2 Ответить
11. nbondarenko 01.10.18 11:04 Сейчас в теме
(9) Согласен: габаритная женщина-кондуктор в жилетке "Пассажиравтотранс" и с сумкой для хранения наличных денег - это навсегда. Нам ещё 10 лет назад обещали, что после внедрения валидаторов в наземном транспорте кондукторы исчезнут как класс. Так же будет и здесь: если система не опознала лицо пассажира, кто-то должен "альтернативно" обеспечить оплату проезда - очевидно, что это будет всё тот же старый добрый кондуктор, ибо полагаться на честность некоторых пассажиров не приходится. Соглядатаи в метро тоже останутся. Хотя в целом - идея классная. Вот не далее как сегодня решил доехать до метро на автобусе - хотел расположиться в хвосте салона, т.к. там было свободно, но пришлось идти ко второй двери, поскольку только там находится один-единственный на весь автобус валидатор для оплаты банковской картой. А так - зашел в любую дверь и предъявил видеокамере своё лицо :) Удобно.
10. Неопределено 39 01.10.18 10:28 Сейчас в теме
Опрос совершенно некорректен: спрашивают как удобнее, но в первых двух пунктах предлагают ответить как делается на самом деле. Также, чем первый пункт принципиально отличается от третьего? Где безнал? Я покупаю билет за наличку т.к. других вариантов покупки билета нет. Удобнее мне было бы покупать билет по карте за безнал, но такого варианта принципиально нет в опросе. Что я могу ответить?
12. o.kovalev 14 01.10.18 15:44 Сейчас в теме
Скорее всего делают техническую базу чтобы штрафовать зайцев. Не знаю долго ли продержится "бестурникетный" режим, но далеко не все отмечаются.
13. DDA4746 04.10.18 20:56 Сейчас в теме
(12) Решается большими штрафами и нормальной законодательной базой по ним, как и во всех этих ваших европах - чтобы управление рисками в головах людей осознало, что нарушение правил/законов ОЧЕНЬ дорого стоит.
Так дешевле, чем содержать собирателей денег и надсмотрщиков за ними, и надсмотрщиков за надсмотрщиками. И даже дешевле технических средств типа турникетов.
14. DDA4746 04.10.18 21:08 Сейчас в теме
Вообще, прикольно:
"Сеть охватывает 95% жилых домов, а всего насчитывается свыше 160 тыс. камер. Этой системой уже успешно пользуются в правоохранительных органах."

Т.е. эти данные уже не только пишутся "на всякий случай", но и автоматически обрабатываются (с идентификацией лиц и т.д.). Тотальная слежка за всеми гражданами, с возможностью автоматом собирать оперативные данные о перемещениях, покупках, привычках... И санкция на слежку больше не нужна.
Это пострашнее гугл аналитикс будет.

Между тем:
Законодательные акты Российской Федерации предоставляют органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД), полномочия производить действия и принимать решения, ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ).
Юридическими основаниями (поводами) проведения ОРМ являются:
наличие возбужденного уголовного дела;
поручения следователя, органа дознания, руководителя следственного органа или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В настоящее время оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина, могут проводиться только при условии вынесения судебного решения, разрешающего проведение таких ОРМ. Судья принимает это решение путем вынесения специального постановления.
Оставьте свое сообщение

См. также